logo_sec3
Участники проекта События сектора Акции сектора Проекты сектора Опыт сектора
  Тематические страницы в рамках проекта "Социальное партнерство: СМИ+НКО", осуществляемого некоммерческой организацией "Редакция "СОВФАКС" (г. Саратов) при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия.
foto_sobyt

Партнерство предполагает равенство.

Участие в Ассоциации "Партнёрство для развития" оказалось взаимовыгодным для всех ее членов. Например, Центр содействия экологическим инициативам предоставил в пользование Ассоциации библиотеку, оборудование, специалистов, базу данных НКО и интернет-сайт "Дикое поле". В фонде "Созвездие 2000" можно получить
профессиональную консультацию по подготовке и оценке проектов, управлению организацией.         - В годы, когда мы только начинали свою деятельность, никакого понятия третьего сектора в российской действительности не существовало. Мы не рассуждали об общественном участии, мы просто считали, что имеем право выбирать, в какой стране нам жить. Тогда, 15 лет назад, мы уже хотели на равных разговаривать с властью. Но нас почти никто не слышал.
        С годами пришло понимание: чтобы власть тебя услышала, ты должен стать не просителем, а равноправным партнёром, не зависимым от власти.
        Большинство общественных организаций, к сожалению, до сих пор этого не понимает. Их партнёрство с властью зачастую напоминает отношения наездника и лошади, которой иногда дают сена да поглаживают по холке, и от этого она счастлива. Понятно, что такое "партнерство" власти удобно, но партнерством это не является. Партнерство, как и дружба, не может быть удобным, поскольку это предполагает усилия обеих сторон в понимании друг друга и взаимную ответственность.
        Считаю: чтобы заставить себя уважать, общественным организациям нужно стать более самостоятельными и объединяться. Третий сектор - сообщество общественных и некоммерческих организаций - на самом деле правильнее было бы назвать первым сектором, потому что к нему относится примерно 80% населения. Через третий сектор сообщество проявляет свою волю, свои интересы, принимает участие в управлении страной.
        Третий сектор играет в обществе огромную экономическую роль, и этот фактор заставляет власть считаться с ним. Мы создаём много рабочих мест, платим налоги. Третий сектор - это достаточно большое количество организаций, которые предоставляют населению какие-то услуги или производят товары. Они отличаются от бизнес-структур тем, что прибыль (если она у них есть) от своей деятельности направляют на решение своих основных задач. Если организация занимается образованием, то, выпустив книгу, она направляет заработанные деньги на развитие образования.
        Конечно, в России экономический вклад третьего сектора пропорционально меньше, чем на Западе. Почему? Потому что у нас не созданы условия для того, чтобы третий сектор развивался. На Западе существует положение: если организация прошла сертификацию, и ее признали организацией, которая соответствует необходимым критериям, то она освобождается от налогов.
        Развитие третьего сектора по значимости подобно развитию малого бизнеса. Чем больше у нас будет общественных и некоммерческих организаций, тем большую часть ноши мы переложим с плеч государства на свои. И тогда значительная часть социальных проблем общества будет решена.         - Экономическая самостоятельность организации складывается из нескольких моментов. Не могу сказать, что экономически мы полностью самостоятельны. Но мы не зависим от государства, и осуществляем свою деятельность в основном за счёт грантов. К этому у многих людей осторожное отношение. Хотя грант можно сравнить с хорошим проектом дома. Его утверждают и дают кредиты на постройку. Между прочим, получаешь деньги не под то, чего хочет инвестор, а под работу, которую готов сделать ты. Поэтому измышления по поводу "продажи своих мозгов западным фондам" считаю совершенно беспочвенными. И, кроме того, следует иметь ввиду, что полученные деньги - это не премия. Это оплата тяжелого труда.
        В свете сказанного возникает ещё один вопрос: а зачем это нужно зарубежным фондам - давать нам деньги? Это нужно для того, чтобы мы наиболее быстро прошли определённый путь в своём развитии, чтобы с нами можно было общаться на понятном цивилизованному миру языке.
        Кстати, аналогичную работу стали проводить и современные бизнесмены. Они создают собственные благотворительные фонды или участвуют в создании общественных фондов, также предоставляют гранты на конкурсной основе. И опять-таки, в этом случае ты работаешь не на бизнесмена, а на свой регион, свой проект, своё дело. Это социальная инвестиция бизнеса в общество, которое быстрее разовьётся. Деньги, вложенные бизнесом в проекты, направленные на решение социальных проблем общества, будут способствовать в конечном итоге развитию самого бизнеса.
        В связи с этим мне хотелось бы, чтобы и наши саратовские бизнесмены поняли, что социальное инвестирование - это выгодно, потому что это инвестиции в будущее.
        Два года мы работаем в области внедрения идей социально-ответственного бизнеса в деловые круги и наше сообщество. Как оказалось, это не самая легкая задача. Что такое социально ориентированный бизнес? (На Западе для этого используют новый термин - "корпоративное гражданство", когда каждый член корпорации и вся копорация в целом ощущает себя гражданином). Это бизнес, который заботится не только о своих работниках, но и о сообществе, в котором работает, развивается. Этого у нас пока, к сожалению, почти нет. Есть благотворительность. Но социальная ответственность и благотворительность - не одно и то же.
        Если бизнес будет вкладывать деньги в проекты, которые направлены на решение проблем, а не просто давать подачки тем, кто лучше попросит, чаще приходит, жалостливее напишет письмо, если корпорация будет заботиться о своих сотрудниках и о сообществе, в котором она осуществляет свой бизнес тогда у нас появится социально ответственный, социально ориентированный бизнес.
        Что мешает общественным организациям активно работать с предпринимателями? Государственный рэкет. Наше государство использует метод принудительной благотворительности, когда его представители приходят к бизнесмену и говорят, что вы должны "отстегнуть" столько-то на то-то. А если не "отстегнёте", тогда… И предприниматель таким отношением к нему государства социально дезактивирован. И в дальнейшем считает, что свой долг обществу отдал. Во-первых, заплатил налоги, во-вторых, ему приказали на что-то деньги выделить, и он это сделал. И больше никому ничем не обязан. Таким нехитрым способом убиваются осознанное решение, инициатива, желание что-то сделать для общества. С этим приходится сталкиваться и нам, когда работаем с предпринимателями, и многим другим организациям.
        Нужна государственная поддержка благотворительности, чтобы предприниматель не только не боялся оказывать помощь, но и гордился этим. Сейчас нам часто говорят: "Я денег дам. Но об этом - никому". А нужно, чтобы ему не зачем было скрывать "души прекрасные порывы" и чтобы звание "филантроп" или "благотворитель" стало почетным.
Подробнее - еженедельник "СОВФАКС" ( г. Саратов ), № 26, 2002 год.
Другой опыт сектора
Хостинг от uCoz