logo_sec3
Участники проекта События сектора Акции сектора Проекты сектора Опыт сектора
  Тематические страницы в рамках проекта "Социальное партнерство: СМИ+НКО", осуществляемого некоммерческой организацией "Редакция "СОВФАКС" (г. Саратов) при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия.
foto_sobyt

Власть и общество: трудный путь друг к другу.
        После проведения в Москве Гражданского Форума, мы вдруг поняли, что у нас в Саратове одна из важнейших идей его уже реализована. При Саратовской областной Думе работает общественный Совет, в который вошли лидеры некоммерческих организаций. Немалая заслуга в этом была депутата, председателя комитета по законности, работе с территориями и общественными организациями областной Думы Николая СЕМЕНЦА. Беседуем с ним.
        - Почему сфера общественных отношений стала одним из приоритетных направлений Вашей деятельности ?
        - Чтобы работать с общественностью, надо переболеть проблемами, которые ее волнуют, окунуться в суть деятельности общественных объединений. Я сам начал заниматься общественной деятельностью еще в 1991 году, когда создал первую благотворительную организацию в интересах бывших военнослужащих - фонд помощи "Защита". Затем была большая работа по созданию Саратовской областной организации Российского Союза офицеров запаса, которому в этом году исполняется десять лет.
        Позже, в период работы областной Думы первого созыва, также вновь была предпринята попытка "наведения мостов" с общественностью. Этим занимался Комитет по социальной политике и связям с общественными организациями, возглавляемый В. М. Бобровой. Но что получилось? Возник Совет однопартийцев, т. е. общественных деятелей левой ориентации. В конце концов он прекратил свою деятельность, самораспустившись.
        Проанализировав причины неудач, мы тогда поняли: нужно объединить в законодательном органе лидеров всего "третьего сектора", чтобы законодатели могли знать и опираться в своих оперативных решениях на все общественные и некоммерческие организации. Мне пришлось возглавить комитет и вплотную заняться всей проблематикой. Неоценимую помощь в этом стала оказывать большой знаток "третьего сектора" консультант комитета Надежда Таратухина.
        Надо сказать, что и сами лидеры общественных и некоммерческих объединений начали изменять свои позиции. На смену политизированности, потрясающей общественные отношения, приходило стремление овладеть экономическими методами работы, законодательного влияния на происходящее. А это уже была реальная основа для взаимодействия, создания общественного Совета, который бы стал не только инструментом гражданского участия общественности в работе депутатов областной Думы, но и своеобразной школой для лидеров "третьего сектора".
        Сегодня общественный Совет - центр притяжения для всех неравнодушных лидеров "третьего сектора". Тем более, что они имеют реальную возможность реализовать себя в процессе выработки и принятия законодательных инициатив области. Нам удалось преодолеть все болезни демократического становления, которые на уровне России не могут преодолеть более организованные структуры общества. С помощью общественного Совета приняты многие законы, выработано законодательное поле области. Это оказалось очень непростым делом, ведь все писалось "с чистого листа". Некоторые депутаты отвергали саму возможность участия общественности в разработке и принятии решений. Приходилось убеждать - без общественной экспертизы не будет хороших законов. Трудно, но были приняты законы, регулирующие деятельность самих общественных организаций. Например, "Закон о благотворительной деятельности" дался нам нелегко, но он работает!.. Ныне порядка 30 регионов позаимствовали у нас материалы, а более десятка приняли аналогичные законодательные акты. Очень актуальным оказался Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Прежде чем быть вынесенным в повестку Думы, он тоже прошел испытание общественными слушаниями на Совете. Тот же механизм использовался при рассмотрении Закона "О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области". В прошлом году мы подошли к разработке, а затем приняли Закон "О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области". Сегодня только в четырех регионах страны действуют подобные законы, но мы - первые. Были и возражения, поэтому надо было убедить и чиновников, и депутатов в необходимости такого закона, предусмотреть областные гранты для развития социального партнерства. Министерство молодежной политики уже работает по этому закону, используя потенциал общественных объединений.
        У нас разработан механизм реализации работы общественного Совета. Его рекомендации, замечания мы направляем губернатору, в министерства и ведомства, публикуем в средствах массовой информации, рассматриваем на комитетах в Думе. Реагирование повышает эффективность обсуждения, не случайно за минувшие четыре года существования общественного Совета выросло качество его работы. Совет - это и есть реализация общественного согласия, социального партнерства.
        В нашей области много элементов, внедренных губернатором, для изучения реальной картины в обществе. Но нет замкнутого цикла. Губернатора успокаивают отписками и по общественным приемным, и по "ящикам губернатора". "Потемкинских деревень" особенно много в общении с населением, и я не раз говорил об этом губернатору. Бюрократизация общественных отношений особенно опасна - она убивает веру во власть, в собственную силу населения - основного субъекта территории.
        К нам в Думу обращаются по вопросам и проблемам, поднятым через губернаторские "часы", "ящики" и "приемные" еще в 1999 году, потому что и губернатор, и обращавшиеся получили отписки!.. Такое возможно, если в обществе царит произвол чиновничества, убивающий самые лучшие инициативы нашего лидера.
        В сопоставлении с происходящим в строительстве отношений исполнительной власти с общественными и некоммерческими организациями опыт общественного Совета Думы уникален. Мы попытались его обобщить, издали брошюру.
        - Какие коррективы потребовал внести в Вашу деятельность Гражданский Форум ?
        Гражданский Форум показал президенту, правительству, руководителям регионов, всей власти, что с общественностью надо работать. Сам Форум оказался примером этих отношений. Для меня ясно одно - на подобном шаге навстречу друг другу останавливаться нельзя, если мы хотим построить гражданское общество. На уровне всей России должна быть выработана целостная программа действий, где основная часть взаимоотношений, переговоров власти и общества перенесена в регионы и на более низовой уровень.
        Системная работа с "третьим сектором" - вот вывод, который я сделал, задумываясь о результатах работы Гражданского Форума. Поэтому направляю все усилия на совершенствование общественного Совета нашей Думы, расширение представительства в нем многих тысяч общественных и некоммерческих организаций области. Сколько личностей уже проявило себя через его работу - та же О. Коргунова, А. Леснякова, О. Пазына, Е. Бочкова, В. Кайнов.
        Во всем мире именно "третий сектор" - основа политической и экономической системы общества. Надеюсь, что так будет и у нас. Последние события свидетельствуют в пользу этого.
Подробнее - еженедельник "СОВФАКС" ( г. Саратов ), № 4, 2002 год.
Другой опыт сектора
Хостинг от uCoz